Вопрос о необходимости правового урегулирования оборота цифровых финансов в России имеет место вот уже на протяжении нескольких лет. Законопроект «О цифровых финансовых активах», несмотря на свой относительно небольшой объем, вводит ряд существенных изменений и нововведений в российское законодательство, большинство из которых образуют основу для осуществления сделок и иных действий с цифровыми активами.

Так, одним из ключевых достоинств документа является введение новой терминологии в российское правовое поле. Даны определения таким понятиям как: майнинг, криптовалюта, токен, цифровая транзакция и т.д. В том числе, с целью создания условий для хранения и совершения сделок с цифровыми финансовыми активами законопроектом вводится понятие «цифровой кошелек», также отдельно определены и обозначены субъекты рынка оборота цифровых активов (участники торговли цифровыми активами и организаторы торговли, платформы, которые осуществляют процессуальное обеспечение оборота цифровых активов).

Стать эмитентом токенов, судя по тексту законопроекта, достаточно сложно. Так как для выпуска токенов требуется документация, конечный состав и требования к которой не сформированы на данный момент. Кроме этого, эмитент, должен подписать отдельный договор с каждым покупателем токенов, что также может породить проблемы на правктике. В законопроекте указано, что эмитент может выпускать токены и продавать их пользователям. При этом, имеет место следующее уточнение: выпускать токены одного вида может лишь один эмитент.



В тоже время, в рамках законопроекта уточена и пояснена возможность совершения лицами сделок по обмену токенов на рубли и / или иностранную валюту. Следовательно, владельцы криптовалют и токенов могут обменивать их на рубли или валюту исключительно «через оператора обмена цифровых финансовых активов». По сути, это значит, что в перспективе должны появиться площадки, прошедшие со стороны регуляторов всевозможные проверки, и только на них пользователь сможет совершить обмен. Но, на практике таких площадок пока не существует даже на бумаге. При этом любые операции по обмену пользователь может совершать только после того, как откроет цифровой кошелек у оператора. Для этого он должен пройти процедуру идентификации в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Одной из особенностей рассматриваемого законопроекта является распределение полномочий государственных структур в сфере цифровых финансовых активов. Так, широкий спектр полномочий, в рамках законопроекта предоставлен Банку России по согласованию с Правительством Российской Федерации, (в том числе обмен цифровых финансовых активов, порядок и условия совершения цифровых сделок). Также, неквалифицированные криптоинвесторы (на данный момент все пользователи криптовалют) смогут приобретать токены на сумму, установленную Банком России.

В заключение, стоит отметить, что рассматриваемый законопроект, хоть и устанавливает базовые принципы оборота цифровых финансовых активов в РФ, не может является полноценным регулятором отношений в сфере цифровых активов. Так, его корректное использование и применение возможно исключительно совместно с законом «о цифровых правах», принятом 12 марта в третьем чтении, так будет.

Автор:

Никита Тепикин

партнер практики IT-право

Политика конфиденциальности